Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели часто по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из этих наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое наименование более 7 лет тому назад, большинство адвокатов, юристов, судей, следователей продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя точного вида экспертного исследования.

Из-за такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике зачастую появляются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где необходимы познания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются из-за элементарной грамотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и иных объектов по поверхности автодороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: отсутствие дорожных знаков, неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неверная разметка дорожного покрытия и прочие отрицательные условия обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять все материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение комплекса информации о происшествии.

Скажем, в случаях, где важным фактором происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.